Масленица в 2014 году

Масленица в 2014 году

В Украине началась Масленица. В настоящее время празднования этого праздника переняло многие российские традиций, которые были навязаны украинским в советские времена. В частности, это обычай выпечки блинов. Однако этнологи напоминают, что чисто украинским обрядом в этот праздник лепка вареников, которые заправляли сыром, маслом и сметаной.

Издавна Масленица или Колодия считалась женским праздником. Именно сегодня женщинам разрешалось так называемое понедилкування, когда они собирались праздновать в кабаках. Приходить домой они могли в любое время и в любом состоянии,. а мужчины не имели права их упрекать.

Об этом в пресс-центре «Главком» рассказали профессор, доктор филологических наук, заведующий кафедрой фольклористики Института филологии Киевского национального университета имени Тараса Шевченко Елена Ивановская и ассистент кафедры фольклористики Института филологии Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, руководитель ансамбля украинской народной музыки «Роксолания» Наталья Хоменко.

Елена Ивановская: «После понедилкування женщина могла приходить в любое время и в любом состоянии домой и муж не имел права ей упрекать»

По обычаю, который достигает древности, от Крещения до Великого поста все время назывался плотоядным, т.е. потреблялась скоромная пища. Последняя неделя мясоедов — это Сиропустний неделю, на котором уже обычно не употребляли мяса, хотя в понедельник, сегодня, еще варили холодец из ножек барана, свиньи или курицы. Затем на этих косточках гадали, поэтому еще один вариант названия этой неделе — ножка заговенье.

Какое значение этой неделе в народной традиции в нашей украинской святочности? В отличие от русской традиции, этот праздник в украинском имеет женскую семантику, женскую природу. Поэтому у нас ритуальная еда, которой угощали на этой неделе, были вареники с творогом, маслом и сметаной, так и Сиропустний неделю. Соответственно, речь шла о почитании женщины и ее миссии, детородной функции, в таком ключе развивались все обрядовые этой неделе. В понедельник проходили понедилкування в кабаке. Даже в свадебной обрядности является такой момент, что молодая жена спрашивает мужа, позволит ли он ей понедилкування. Считалось плохой признак, когда муж запрещал. Это еще считался Бабский понедельник, когда в трактирах собирались женщины, праздновали, отмечали рождения колодки, цепляли колодку мужчинам, за что требовали могарыч. Они могли приходить в любое время и в любом состоянии домой и мужчины не имели права их упрекать. Дело в том, что все праздники предполагают определенную временную семантику, когда в определенное время было разрешено то, что запрещено в обыденности. Какие-то рефлексии коммунального гетеризму ( группы мужчин и женщин жили рядом и состояли в «коммунальном браке» — Ред. ) мы можем прослеживать и в украинской традиции, в русских они сохранились в большей степени. Это исторические остатки промискуитета ( ничем не ограничены половые сношения со многими партнерами — Ред. ), когда пару, женатого в период мясоедов, ставили у так называемого поцелуйные столба, где молодожены должны демонстрировать свои чувства на людях — целоваться и обниматься. И даже посторонние мужчины могли целовать эту молодую жену. Однако упоминаний в этнографических источниках на сегодня мы не нашли. Но определенные проявления были характерны для тех молодежных забав, которые происходили на Сиропустному недели.

Елена Ивановская
Елена Ивановская
Важный обряд приходился на пятницу. Его можно рассматривать как дань старшей женщине, а именно тещи. Речь идет о парах, которые поженились именно в мясоеды. Первые посещения тещей молодой семьи приходилось как раз на пятницу. Молодой зять рихтовал сани и вез свою тещу к себе в гости. Если теща за это время проявила себя с положительной стороны, была ласковой и щедрой, то он ее мягко стелил и щедро принимал. Когда теща показала свой нрав и характер, то зять выбирал худшую дорогу через такие дебри, чтобы теща не своему спине почувствовала «ласку» своего молодого зятя.

Колодки — это самобытный украинский обычай, известный почти во всех регионах. Об этом расскажет моя коллега.

Наталья Хоменко: «В эту неделю наказывали всех родителей, которые не женили вовремя своих детей»

В украинской традиции Праздник Колодия — это семантически другой праздник, чем Масленица в наших восточных соседей. Это своеобразные регулировочные традиции культа брака. В понедельник колодка рождалась, во вторник ее крестили, в среду были похрестини, а в четверг она умирала, в пятницу ее миновали. Непосредственно в субботу и воскресенье были более молодежные гуляния. В эту неделю наказывали всех родителей, которые не женили вовремя своих детей. Им к левой ноге вязали бревно, за которую те должны были дать откуп. Каждая семья знала, что у нее есть такой грешок, поэтому уже ждала и готовила магарыч. Ранее колодками назывались ленты или вышитые платки, которые девушки цепляли ребятам, которые им нравятся. Зато имелся откупиться или магарычом, или лентой. А на Пасху девушка была обязана этому парню подарить писанку. Таким образом регулировался брак, и наказывались те, кто во время мясоеда не женился на.

Есть несколько гипотез, почему называется этот праздник Колодия. Одна из них связана с тем, что пожилые гуляния проходили на колодках, и если вы не нашли себе пару, то потом получали за это наказание — привязанную колодку. Другая гипотеза, что этот праздник имеет глубокие языческие мотивы, достигающих, возможно, эпохи матриархата, потому и считается женским. У язычников Бог брака Колодий, поэтому в этот период наказывали именно холостых ребят.

На этой неделе также гадали. В понедельник проходили ножками заговенье, когда брались косточки, а уже в воскресенье девушки бросали их к воротам. Если добавила косточку — круглый год девушка будет здорова, если опрокинула — скоро выйдет замуж, плохой приметой было, когда косточка просто падала посередине, что означало даже смерть.

Также делался акцент на последнюю скоромную ужин. Брался последний вареник, из него выбирался сыр, который надо было сохранить всю ночь во рту и не проглотить. Если проглотить, то потом этот сыр вшивали в ткань, и целый пост нужно было его проносить. Если менялся одежду, оно перешивалося. Затем в ночь на Пасху, когда приходите в церковь, можете видеть всех женщин, которые являются ведьмами. Когда вы их увидели, то раскрыли, поэтому они теряют эту свою способность. Кроме того, после церковной службы приходили домой, лезли на чердак и могли увидеть даже своего домового.

Наталья Хоменко
Наталья Хоменко
В современности это праздник связано больше с традицией встречи весны, как это происходит в России. У нас тоже есть гуляния на улице, а брачные мотивы, наказание холостых у нас сейчас немного потерялись. Но благодаря этнографам эти традиции возвращаются. В музее Гончара проводят вечеринки, Праздник Колодия, где собирается молодежь, и девушки неженатым парням привязывают колодки. То есть, это последний день, когда еще можно было спариваться. Можно было еще делать свадьбу, но не делали, потому что мясные блюда запрещалось есть.

Елена Ивановская: Украинский святочнисть — это не развлечение. Это община таким образом контролирует свою структуру, следит за соблюдением главной миссии человека — продолжение жизни. Потому первичной функцией и женщины, и общины в целом считалось воспроизведения себе подобных.

Так вот, есть информация, которая датируется XIX века, о форме наказания по обычай прелюбодея. Когда девушка, или уже став покрыткой, рожала ребенка, а община знала, кто является отцом этой незаконнорожденного ребенка, то как раз во время Масленицы приходили в его дом или выслеживали, где этот безответственный отец находится. Его ловили, цепляли колодку, таким образом клеймя, чтобы грех стал известным всем членам общины, чтобы те соответствующим образом реагировали на наличие. В течение дня он ходил, ибо сидеть дома ему было запрещено. Если он не ходил по доброй воле, его водили по улицам, чтобы он услышал от людей все, что должен услышать.

После этого его приводили в дом, где живет его ребенок и эта девушка, заставляли чтобы тот платил магарыч. А магарыч — это не просто сели и выпили, это возмездие, составляющая договорных отношений между контрагентами любого договора. Через уплату магарыч он возмещал нанесен материальный ущерб, кроме этого дарил подарок своему сыну. Эти средства влияния общества на такого человека должны быть настолько действенными, что такой человек возвращался к своему ребенку и женщины, которая была им в свое время выбрана, а затем обижена.

Откуда берут начало традиции празднования Масленицы?

Елена Ивановская: Чтобы точно утверждать какую-то гипотезу, надо иметь или безответственность или чрезмерную смелость. Некоторые ученые утверждают, что традиция Колодия упоминается еще 4000 лет назад. Понятное дело, что это дохристианская традиция. Доминирующая роль женщины в праздничном действе — это также признак давности, потому что это не может согласовываться с христианством, в котором поддерживается патриархат, а женщина находится немного на обочине святочных обрядов.Лучшая рассылка email во всем интернете.

В Украине это Масленица или Колодия?

Елена Ивановская: В украинской традиции известны варианты названий этой неделе: Запусти, Сыропустная неделю, Заговенье, ножка заговенье, Колодий, Масленица (уже как последний день празднования этой неделе).

Традиционно пекли украинского — блины или вареники?

Елена Ивановская: Все-таки в нашей украинской традиции — это вареник, так как он является не просто пищей, а символом месяца. Поскольку это женский праздник, то эта вся масляная парадигма так или иначе, но в контексте именно женской доминанты. Соответственно, в украинском ритуальное кушанье и праздничный символ — это вареник. Но также есть упоминания о том, что у нас жарили гречневые блины, которые задабривали смальцем.

Солярный знак проявляется в том, что в воскресенье сжигали чучело зимы Мару. Сначала ее сажали на колесо (символ солнца), затем поднимали, жгли, а пепел развеивали. Таким образом как бы приносили в жертву эту куклу, которая является олицетворением зимы, а пепел можно рассматривать в ключе контагиозной магии, то есть оплодотворяющей.

Если украинская традиция предусматривает приготовление вареников на Масленицу, то откуда к нам пришел обычай печь блины?

Елена Ивановская: Традиция выпекания блинов большей степени внедрились в то время как в советское время. На всем поприще Советского Союза внедряли одни и те же праздники, чтобы традиции этносов, входивших в состав империи, отходили на периферию и их не вспоминали. Но нормальная биологическая и биологическая потребность: душа просит праздника. Проводы зимы в Советском Союзе были повсеместно с гуляниями, магарыч, но уже инновационном, советском ключи, где разливалась «Столичная», ходили ряженые и выпекались блины. Но вареник у нас был и в советские времена, поэтому нельзя сказать, что выпекания блинов полностью заслонило традицию потреблять как ритуальное кушанье вареник.

Суббота этой недели является поминальной?

Елена Ивановская: Поминальная идея, потому что в украинском культ предков ли не самый главный. Поэтому потребляли вареники и поставил на окно для душ умерших предков. Вообще считалось, что души предков питаются паром, отсюда и активное потребление ритуальной пищи на улице, где образуется много пара.

Кроме этого, каждый праздник так или иначе, но предусматривает богомолье. Перед великим постом давно и доныне является прощена суббота или воскресенье, в зависимости, как у кого. Это прощение за обиды, когда люди ходили друг к другу (к соседям, знакомым, родственникам) и трижды просили прощения.

Какие народные приметы связанные с Масленицей?

Елена Ивановская: Если на сиропустному недели курица может воды из лужи напиться, значит, весна будет быстрой и теплой. Если длинные сосульки, что мы сейчас имеем, то пчелы будут хорошо роиться и будет много меда.

Наталья Хоменко: Если говорить о весне и лете, то эти приметы связаны больше с Сретением, которое было 15 февраля. День на Сретение, такой будет и Пасха. Если день морозный, то будет жаркое лето, если влажный — летом будет много дождей.

Как молодежь развлекалась в субботу и воскресенье? Что символизировало катание на санках с горок?

Елена Ивановская: Семантика катания с горок — очистка воздухом. Это эмоциональное праздник, где своим звуком и действенным образом как бы разжигали весну и навлечь тепло. Считалось, чем длиннее горка и чем громче женщины будут кричать, тем выше будут расти конопли. Так главными являются гостиная, общая трапеза, традиционная молодежная складчина, посещение родственников.

Здесь можно отследить продолжение того, что было характерно на Рождество, в частности, вождение козы как своеобразное уважение украинского тотема — козы.

Скажем, у русских ярко проступает образ медведя как тотема. Беременные женщины могли гадать на пол своего ребенка. Она подходила к медведю. и если он становился на две лапы, значит, чувствовал противника в женском чреве, если он спокойно реагировал — родится девочка.

Наталья Хоменко: Делались вечерницы — складчина. То есть, у кого-то на хате собиралась молодежь, девушки приносили еду, а ребята — магарыч, то есть то, чем они будут выкупать свои колодки. На эти вечеринки приходили девушки, которые являются не в паре для того, чтобы найти себе пару. Девушка дарит колодку парню, которого она себе хочет в пару, он на Пасху отплатит ей лентой, а она ему — яйцом. То есть, здесь снова отслеживаются мотивы шлюбування, которые являются основными на этой неделе.

В современности происходят более уличные гуляния, в том числе и катание на санках. У наших соседей и в наших пограничных зонах, например, на Сумщине бывают разные боевые соревнования между мужчинами, но это уже соседские веяния.